История местного самоуправления
(Царицын-Сталинград-Волгоград)

Царицынский период

Начало городскому самоуправлению в России было положено Петром I, который в 1699 г. предоставил торгово-промышленной части горожан (посаду) право избирать своих представителей - бурмистров и формировать выборный орган - бурмистерские (земские) избы во главе с президентом, которые руководили хозяйственной и финансовой жизнью посада и выполняли обязанности суда и охраны порядка. Но это нововведение не коснулось Царицына, который фактически до последней четверти XVIII века оставался самостоятельной крепостью на юго-востоке страны, в разные годы сменив несколько форм самоуправления.

2 марта 1784 г. в Царицыне был открыт городовой магистрат - орган местного самоуправления и сословного суда. Фактически он явился предшественником Царицынской Городской Думы и выполнял многие функции по городскому управлению, впоследствии отошедшие к представительному органу местного самоуправления: собирал налоги, наблюдал за торговлей, чистотой и порядком в городе, противопожарными мерами, причислением граждан к сословиям, а ремесленников - к цехам, наблюдал, чтобы дети всех сословий обучались грамоте и счету, чтобы престарелые одинокие и дети-сироты были определены в приюты и богадельни. Также магистрат вершил гражданский и уголовный суд.

21 апреля 1785 г. Екатерина II издает «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», впервые узаконив тем самым существование всесословного городского общества. Вместе с «Грамотой» Царицынское городское общество получило право образовывать органы городского самоуправления: избирать из своей среды городского голову, созывать раз в три года городское депутатское собрание, избирать общую и четырехгласную думу для руководства городским хозяйством и благоустройством.

5 марта 1797 г. Царицын стал уездным городом вновь восстановленной Саратовской губернии. Спустя полгода, согласно архивным данным, начал свою работу и представительный орган: День города – первое воскресенье сентября – считается Днем рождения Царицынской городской Думы.

С началом деятельности городские дела отошли из ведения магистрата к Царицынской Думе. 13 апреля 1866г. постановлением Сената городовые магистраты были полностью упразднены, а их функции распределились между уездным судом, городской думой, казенной палатой, уездным казначейством и полицейским управлением.

В ведение городских дум отошли также дела по доставлению таможням сведений, оценке тайно привезенных товаров, выдача, засвидетельствование и рассмотрение книг маклеров и нотариусов, хранение книг биржевых маклеров, дела по общественному управлению (по избранию и утверждению лиц на должности цехового управления, перечислению мещан и купцов, дела по взиманию налога с недвижимого имущества, дела по рекрутской повинности, разделение ремесел на цехи).

По косвенным свидетельствам городовые магистраты в Саратовской губернии, в том числе и Царицынский, были полностью упразднены в июле - августе 1866 года, этот год указывается и в протоколе заседания Царицынской Городской Думы от 20 марта 1872 г.

В 1846 г. было принято первое «Городовое Положение», которое в течение последующих лет потребовало своего пересмотра и изменения.

16 июня 1870 г. император Александр II утвердил новое «Городовое Положение». Согласно этому документу в компетенцию рассмотрения и решения думы входили следующие вопросы: заведование капиталами и имуществами города, попечение о внешнем его благоустройстве, об обеспечении продовольствия и здоровья обывателей, о призрении бедных и других видах благотворительности, о мерах предосторожности от огня и других бедствий, о развитии средств народного образования, местной промышленности и торговли.

Городские Думы избирались раз в четыре года, по этому первые четыре года работы, считалось как первое со дня утверждения «Городового Положения» четырехлетие. Следующие четыре года - как второе и т.д. Так как новый состав гласных был выбран в конце 1871 г, а первое заседание Царицынской Городской Думы состоялось в начале 1872 года, то первым четырехлетием следует считать период с 1872 г. по 1875 год.

Свою фактическую деятельность по новому «Положению» Царицынская Городская Дума начала 16 февраля 1872 года. Документ предусматривал переизбрание гласные городских дум переизбирались каждые четыре года, поэтому Городская Управа уже в декабре 1875 г. начала подготовительную работу по пересмотру и составлению списка обывателей Царицына, имеющих на основании ст. 17 «Городового Положения» право быть городскими избирателями.

«Всякий городской обыватель, - гласила ст. 17 «Положения», - к какому бы состоянию он не принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:

1. если он Русский подданный;

2. если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;

3. если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на
праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по
свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет
сряду пред производством выборов, хотя бы и с временными отлучками,
уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:
купеческого, или промыслового на мелочный торг или приказчичьего
разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных
в ст.37 «Положения о пошлинах на право торговли»;

4. если на нём не числится недоимок по городским сборам»

Следующим этапом предвыборной кампании для Городской Управы явился этап разделения избирателей (согласно ст. 24 «Городового Положения») на три Избирательных Собрания, из которых каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Обыватели заносились в список избирателей в том порядке, в каком они следовали по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах.

Подобным образом система избрания гласных (депутатов) в Царицынскую городскую думу существовала до июня 1892 года.

Советский период

Период с 1917 по начала 90-х годов  двадцатого века широко известен  по   лозунгу со школьных времен «Вся власть – Советам!». В связи с начавшимися революционными событиями городская Дума Царицына претерпела существенные изменения. В июле 1917 года в ее состав вошли большевики, а городским главой был избран их лидер С.К.Минин. Под давлением контрреволюционных сил Дума была распущена. С возвращением советской власти Думу вновь возглавил большевик С.К.Минин. 2 июля 1918 года Дума была распущена окончательно. Ее функции перешли к городскому Совету рабочих и солдатских, а впоследствии народных депутатов. Вновь свое  название городская Дума обрела только в марте  2006 года.

При выборах в депутаты городских, районных, областных Советов народных депутатов учитывались негласные нормы представительства: столько-то от рабочих, столько-то от крестьян, от молодежи, от женщин. Коллективы известных на всю страну заводов Красный Октябрь, Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод, завод «Баррикады», сельскохозяйственный институт, медицинский институт, педагогический институт и другие выдвигали своих представителей, чьи имена были на слуху также у всей страны. Решения Советов народных депутатов  иногда были  историческими, но определялись  целями и задачами правящей на тот период Коммунистической партией Советского Союза.

Представительства депутатов советского периода были так многочисленны (а ввиду этого и мало дееспособны), что, в конце концов, привело к возникновению такого понятия как «малые Советы» при обычных Советах народных депутатов. В них входили депутаты, которые могли участвовать в работе более оперативно, собираться актуально и вырабатывать рекомендации по работе администраций.

В 80-е, начало 90-х годов система выдвижения депутатов – народных избранников по негласному партийному квотированию приобрела чисто формальный характер и потребовала кардинальных изменений.

После августовского путча и расстрела Белого дома в Москве Советы народных депутатов были распущены повсеместно и в их деятельности наступил исторический перерыв.

Новый период

Функционирование местное самоуправление Волгограда новейшего времени регламентируется Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, и регулируется федеральным законодательством. На основании федерального Закона о местном самоуправлении, принятого в августе 1995 года, 4 октября 1995 года в Волгограде было избрано 24 депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов. Выборы проходили по 24 одномандатным округам. В них участвовали представители разных партий и движений, но большинство победивших депутатов были представителями Коммунистической партии Российской Федерации. На плечи депутатов первого созыва легла тяжелая ноша разработки большого количества нормативно-правовых актов органов местного самоуправления нового периода.

25 сентября 1996 года депутатами Волгограда был принят Устав города-героя Волгограда и 11 октября 1996 года успешно зарегистрирован Управлением юстиции Администрации Волгоградской области.

В связи с тем, что Совет народных депутатов Волгограда избирался в российской Федерации в числе первых, все нормативно-правовые документы, принятые в Волгограде, становились образцами при разработке подобных в других городах. В Волгоград приезжали за опытом нормотворческой работы из Екатеринбурга и Ульяновска, Саратова и Калмыкии, Новосибирска и Уфы, Владимира, Рязани и многих других городов России. Волгоград вошел в Ассоциацию органов местного самоуправления России и многие годы председатель Волгоградского городского Совета народных депутатов либо возглавлял, либо входил в состав совета Ассоциации.

Волгоградский городской Совет народных депутатов, как старший товарищ, помогал становлению органов местного самоуправления в городах – районных центрах Волгоградской области. Депутаты Михайловки, Урюпинска, Жирновска, Городища, Светлого Яра были постоянными гостями горсовета, посещали заседания и другие мероприятия, увозили с собой на компакт-дисках нормативно-правовые акты Волгограда.

Первоначально Волгоградский городской Совет народных депутатов состоял из 6 депутатских комитетов, к 1998 году их число увеличилось до 9. Основным направлением деятельности было нормотворчество, поддержка льготами промышленных предприятий города (создание зон экономического развития), социальная поддержка населения (предоставление льготных проездов на городском транспорте, создание социальных аптек, льготное обеспечение продуктами питания малоимущих, создание молочных кухонь), развитие молодежной политики (возрождение лагерей летнего отдыха детей и молодежи, создание детских досуговых центров, поощрение лучших учащихся общеобразовательных школ, определение стипендиатов горсовета).

Последующие созывы Волгоградского городского Совета народных депутатов строили свою работу на этих основополагающих направлениях. С изменениями федерального законодательства, добавлением полномочий органам местного самоуправление и увеличением вопросов ведения представительных органов местного самоуправления структура Волгоградского городского Совета народных депутатов претерпевала неоднократные изменения, число комитетов увеличивалось и на сегодня составляет 10.

Изменился и количественный состав избираемых депутатов: с принятием очередной редакции Устава города-героя Волгограда с третьего созыва в Волгоградский городской Совет народных депутатов представлен 48 депутатами.

В марте 2006 года постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов, после принятия новой редакции Устава города-героя Волгограда, горсовет был переименован в Волгоградскую городскую Думу. Мемориальная доска горсовета была передана Волгоградскому краеведческому музею.

Историческое кольцо представительного органа Царицына-Сталинграда-Волгограда замкнулось.