Пресс-релиз

20.04.2020

Внештатная ситуация стала мощным толчком к инновационному развитию образования

Внештатная ситуация стала мощным толчком к инновационному развитию образования
Итоги двухнедельного дистанционного обучения в школах Волгограда подвели специалисты городского департамента по образованию и депутаты комитета по образованию, культуре, молодежной политике Волгоградской городской Думы.
Напомним, что с 3 апреля 2020 года – в связи с риском распространения короновируса – учащиеся всех школ Волгограда переведены на дистанционное обучение. Встречая новый год, никто и представить себе не мог, что через каких-то три месяца образование перейдёт в режим онлайн, – отмечают педагоги. Вместе с тем, внештатная ситуация стала мощным толчком к инновационному развитию образования в целом. В рамках национального проекта «Образование» введение «Цифровой школы» планировалось к концу 2024 года. Теперь у образовательных учреждений уже появился значительный опыт в этом направлении и возможность для его систематизации.
– Дистанционное обучение в школах Волгограда внедрялось давно, многие педагоги имеют сертификаты об обучении. Но такого массового и быстрого перехода в виртуальную реальность школа никогда не знала. На подготовку было только две недели. Перестраивать пришлось все процессы, в том числе и управленческие. В этих условиях принимать решения нужно было быстро и эффективно: подготовить учителей к работе в интернет-пространстве, мобилизовать учеников на учебу вне класса, настроить родителей на выполнение не привычных для них задач, обеспечить процесс нормативно-правовой базой, – комментирует руководитель департамента по образованию администрации Волгограда Ирина Радченко.
По словам председателя комитета по образованию, культуре, молодежной политике Волгоградской городской Думы, директора лицея № 5 Ларисы Тропкиной, одно из преимуществ дистанционного обучения заключается в возможности осваивать образовательные программы в полном объеме в условиях самоизоляции.
– Однако практика показала, что такое обучение требует внедрения современных инновационных методик и иных, нежели прежде, способов подачи материала,– говорит депутат.
Какие же средства используются учителями в школах Волгограда? Прежде всего, это такие платформы, как ГИС «Образование», «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа» –  для проведения интерактивных уроков по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. В активе волгоградских педагогов –– российская online-платформа Учи.ру; образовательный online-ресурс «ЯКласс», позволяющий проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика;  образовательная online-платформа для школьников, их родителей и учителей «Фоксфорд», Школа Maximum; онлайн-курсы образовательного центра  Сириус; сервисы Skype, Zoom для видеоконференций.
В процессе дистанционного обучения активно применяются облачные технологии (онлайн-тестирование, онлайн-презентации и т.д.) для передачи, сбора и обработки больших объемов информации (Google диск, Yandex диск, OneDrive и т.д., ), а также используются возможности Viber и Whatsapp.
– В сложившейся ситуации переход на массовое использование дистанционных образовательных технологий можно расценивать как уникальную возможность создания условий для организации индивидуального образовательного маршрута учащихся, – считает кандидат педагогических наук, заместитель директора гимназии № 17 Нателла Рождественская.
Прошедшие две недели показали, что в школах Волгограда работают профессиональные инициативные педагоги, способные сплотить учеников даже на расстоянии. Так, например, в средней школе № 81 Центрального района разработана эффективная модель обеспечения обратной связи между всеми участниками образовательного процесса. Учителя школы № 111 Советского района выступили инициаторами акции «МЫ ВМЕСТЕ!», в которой участвуют администрация и педагоги школы, школьники и их родители. Цель мероприятия – поддержка друг друга, и постоянный обмен новостями.
В школе № 93 Советского района организованы дистанционные мастер-классы по пошиву защитных масок. Для совместной акции ребята придумали девиз – «Поможем максимально защититься от всех микробов и вирусов!». Фото своих работ ученики выкладывают в социальных сетях (#НЕСКУЧНОДОМА).
– В нашей школе проходит акция «Открытие Дня», благодаря которой появились даже новые семейные традиции. Все мы в эти дни открываем в себе новые возможности, учимся взаимопониманию поколений, а главное понимаем, как все скучаем по школе, – рассказывает директор средней школы № 6 Анна Гаврилова.
В лицее № 5 имени Ю. А. Гагарина Центрального района телестудией «ДеТВора» создана целая коллекция видеоуроков. А учитель химии, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2016» и многодетный отец Евгений Ковалёв организовал проект «Химичим с детьми дома». Его видеоуроки в социальных сетях демонстрируют не только успешное применение науки в быту, но и личный пример того, как в нынешних условиях занимательно организовать обучение детей дома.
С большим удовольствием все школы Волгограда принимают участие во Всероссийской акции «Зарядка с чемпионом», организованной клубом «Чёрные тигры», в шахматных онлайн-турнирах, в ХI Областном конкурсе социальных проектов «Свой мир мы строим сами!» (на базе лицея №8 «Олимпия). В новом формате был организован и традиционный ежегодный конкурс по духовно-нравственному направлению «Пасхальная радость»: воспитанники школ, детских садов по своему желанию, совместно с родителями или самостоятельно, изготовили поделки, рисунки по теме конкурса и направили их фотографии в оргкомитет.
Напомним, что вторая неделя дистанционного обучения в школах Волгограда прошла под знаком Дня космонавтики. Во всех образовательных учреждениях этой теме были посвящены различные мероприятия. Благодаря, в том числе, волгоградским школьникам, пространство социальных сетей наполнилось открытками, рисунками, поделками, посвященными космической тематике.
Теперь волгоградское образование готовится встретить «Весну Победы».